В XV—XVI веках великие итальянские художники начали делать «картоны» для мозаичистов. Некоторые из них. в том числе Тициан и Тинторетто, решились сбить ранневизантийские мозаики (которые они считали устаревшими и уродливыми) в соборе св. Марка в Венеции и заменили их своими более современнымы работами. В соборе св.  Петра в Риме купол был украшен мозаиками, сделанными но «картонам» кавалера д’Лрпино. Изысканные мозаичные репродукции шедевров XV—ХМ вв. были установлены в алтаре. Венецианские и ватиканские мастерские, организованные для завершения и установки мозаик в соборах св. Марка и св. Петра, постепенно превратились в славные европейские центры изготовления мозаики.

В XVIII- XIX веках мозаика стала миниатюрной. Ватиканские мастерские начали производить smalt? fllati — нити непрозрачного стекла, которые разрезались па крошечные квадратики, прямоугольники и другие геометрические фигуры. Эти мелкие tesserae вручную соединялась в микромозаику, которая позже прикреплялась на табакерки, брошки, серьги и кольца, которые охотно покупали туристы.

В 1938 году Реймонд Изадор. слесарь, дорожный рабочий и сторож на кладбище в Шартре, Франция, начал мозаичную работу, которая полностью покрыла все поверхности внутри и снаружи его жилища — даже мебель, наружные стены, постройки в саду и отдельно стоящую часовню. Поскольку он использовал в работе осколки стекла и битые тарелки, соседи, посмеявшись над ним, прозвали его PicassieUe, что приблизительно можно перевести, как «воришка тарелок».