Стеклянная tesserae, которую мало использовали в мозаичных полах, уже с III века до н. а. стала обычной, а впоследствии и доминирующей в раннехристианских мозаиках. А золотая tesserae (прокладывание между двух слоев стекла тонкого листка червонного золота;, которую римляне использовали для светских картин, вскоре стала основным приемом изображения света, исходящего от бога.

Византийская эра, которая длилась с V века по XVI, стала расцветом искусства мозаики. Теперь мозаичные композиции занимали не только отдельные фрагменты плоскости, а полностью покрывали степы и потолки. Огромные фигуры стали важным композиционным элементом и соотносились по масштабу с окружающей архитск гурой.
В VI веке византийцы стали поворачивать золотые tesserae под разными углами к источнику света, добиваясь тем самым усиления их отражательных свойств.

От этих tesserae шел золотой мерцающий отсвет, контрастирующий с тусклой поверхностью каменных tesserae, которыми выкладывались лица святых.
В ранних византийских мозаиках видно явное классическое влияние реализма. Более поздние работы больше напоминали иконы: фигура казалась практически неподвижной на фоне, заполненном золотой tesserae. В это время произошло еще одно изменение в стиле — мозаичисты стали использовать цветные линии для лепки черт лица и одежды.

Падение Константинополя под напором турок в середине XV века означало конец Византии. Вместе с ней умерла та богатая среда, которая целое тысячелетие питала искусство мозаики. В эпоху Возрождения, особенно в Италии, возник новый интерес к изобразительному реализму при одновременном отказе т использования золота, СПАТЬ обычного в мозаиках Ими продолжали украшать церкви, но теперь мозаики стали имитировать современную живопись.