Эллинистический период, датирующийся от начала правления Александра Македонского (336—323 гг. до п. э.) был временем появления и широкого применения нового для мозаики материала — естественного камня, нарезанного на мелкие кусочки. Они назывались tesserae. Треугольные, квадратные и прямоугольные формы tesserae могли соприкасаться друг с другом плотнее, чем галька, а полученные таким методом изображения казались почти живыми.

Обновленный способ создания мозаики с помощью каменных tesserae подхватили римляне. Они с удовольствием применяли его в своих домах и храмах. Некоторые из ранних римских мозаик были набраны в Помпее во II и I веках до н. э. полностью сохранились под застывшей лавой после извержения Везувия в 79 г. н. э.

Росла и расширялась Римская империя. Множились дома с мозаичными полами, появлялись новые стили и композиции. Например, мозаичисты в провинциях Северной Африки создавали cmblemata. где в центре крупной упрощенной мозаики выкладывалась подробная символическая композиция. В других регионах наиболее распространенными были крупные узоры с повторяющейся типовой деталью, чаще всего одноцветные.

К III веку- н. а. мозаики начали появляться не только на полу, в бассейнах, но и на стенах. На некоторых настенных римских мозаиках изображены мифологические и священные мотивы, и эту практику вскоре переняли ранние христиане. В церкви Санта Констанца, построенной в середине IV века, ясно виден переход от язычества к христианству. На мозаичных настенных изображениях среди более многочисленных языческих мотивов вкраплены сцепы из Ветхого и Нового Заветов.